Директор как лицо, имеющее право оказывать влияние на организацию, несет большую ответственность и в случае ее несостоятельности, и в случае ликвидации. По общему правилу он является контролирующим должника лицом (далее – КДЛ).

Зачастую директора находят решение проблемы с задолженностью посредством банкротства, ликвидации, или попросту «бросают» фирму в надежде ее дальнейшей ликвидации налоговым органом.

Однако в таких случаях не следует забывать о наличии субсидиарной и иной гражданской ответственности руководителя должника за организацию.

Согласно Закону о банкротстве контролирующие должника лица несут субсидиарную ответственность в случаях несвоевременной подачи заявления о признании организации банкротом, а также если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица.

Заявление о привлечении лица к субсидиарной ответственности может быть подано в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также вне рамок дела о банкротстве в порядке искового производства. Это означает, что даже при завершении банкротства директор может быть привлечен к субсидиарной ответственности, причем если такое заявление было подано в рамках дела о банкротстве, но не рассмотрено до завершения процедуры, оно всё же подлежит дальнейшему рассмотрению в рамках банкротного дела.

По таким делам причинно-следственная связь между не подачей руководителем должника заявления о банкротстве и невозможностью удовлетворения требований кредиторов резюмируется, что означает необходимость доказывания отсутствия вины самим директором.

Кроме того, помимо субсидиарной ответственности, к директору могут быть предъявлены требования о взыскании с него убытков вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей. В случае отсутствия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности либо недоказанности необходимых обстоятельств, но наличия противоправных действий со стороны руководителя должника, которые повлекли причинение вреда самому обществу и, как следствие, его кредиторам, с директора могут взыскать убытки. К примеру, совершение сделок по отчуждению всего имущества в преддверии банкротства, если директор не докажет безубыточность и целесообразность такого «массового» отчуждения, может быть признано противоправным, что соответственно повлечет взыскание убытков с директора.

Также не следует надеяться на то, что бросив организацию для ее дальнейшего исключения налоговым органом, директор избежит ответственности перед кредиторами.

28.12.2016 в Закон об ООО были внесены изменения, вступившие в силу с 30.07.2017, позволяющие привлекать КДЛ к субсидиарной ответственности и в случае исключения налоговым органом общества из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее, т.е.:

  • если в течение 12 месяцев ООО не сдавало отчетности и не осуществляло никаких операций по своим банковским счетам;
  • если в течение шести месяцев в отношении организации в ЕГРЮЛ была запись о недостоверности сведений о ней;
  • если организацию невозможно ликвидировать ввиду отсутствия средств на осуществление ликвидации.

В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) возникло вследствие недобросовестного и неразумного поведения директора (или иного контролирующего лица), на него может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.

Во всех вышеназванных случаях на директора ложится бремя (обязанность) доказывания своей невиновности, что представляет особую сложность с учетом занимаемой должности в обществе. Необходимо доказать ряд обстоятельств, таких как целесообразность сделок, предпринимаемые меры к развитию организации, погашению задолженности и т.д.

Дела о привлечении к субсидиарной ответственности являются одними из сложных и требуют тщательной юридической подготовки.