За последние несколько лет значительно увеличилось число компаний, использующих в своем наименовании «группа компаний» или «холдинг». Под холдингом понимается группа самостоятельных компаний, одна из которых является «головной», а другие – дочерними. При этом и те, и другие являются самостоятельными юридическими лицами, то есть действуют от своего имени и несут ответственность по своим действиям/бездействиям. Этим холдинговые компании отличаются от филиалов и представительств, за которые отвечает основное юридическое лицо.
Холдинги, чаще всего, создаются с целью оптимизации прибыли и ограничения ответственности входящих в его состав компаний. Однако не следует забывать, что есть исключения из правил.
Несмотря на самостоятельность компаний холдинга, основное общество может нести ответственность по долгам своих «дочек» в случаях, предусмотренных законом. При этом дочернее общество не отвечает по долгам основного.
Поскольку холдинг является объединением лиц, в котором одно лицо в силу преобладающего участия в уставном капитале дочерних обществ имеет возможность определять решения, принимаемые другим лицом, то основное общество отвечает солидарно с дочерним по сделкам, заключенным последним во исполнение обязательных для него указаний основного общества. Оба юридических лица в таком случае привлекаются солидарно к ответственности.
Кроме того, в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного хозяйственного товарищества или общества последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам, то есть руководству (президенту, генеральному директору и т.п.) основного общества следует иметь в виду, что при доказанности факта влияния на решения дочернего общества, избежать субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве не получится.
Это связано с тем, что руководство основного общества априори будет считаться контролирующим должника – дочернюю организацию. Это связано с самой природой холдинга, когда основному обществу принадлежат активы дочерних хозяйствующих субъектов, бОльшая часть акций.
В таком случае должностные инструкции руководителя «головного» общества, устав и иные документы, из которых бы следовало, что он не несет ответственности за действия дочерних обществ, не будут иметь значения для освобождения его от ответственности в случае признания одного из дочерних обществ банкротом.
Значение будут иметь полномочия руководителя основного общества по отношению к дочерним, его права на распоряжение банковскими счетами, а также кому принадлежат активы (движимое, недвижимое имущество, интеллектуальные права) должника. Кроме того, влияние главы холдинга на совершение сделок дочерних организаций можно установить из решений собраний общества, а также из переписки между обществами, свидетельствующей об указаниях головного общества действовать определенным образом.
Судебная практика принимает в качестве доказательств зависимости холдинговых компаний и иные обстоятельства, вплоть до публичных выступлений руководителя основного общества, в которых он называет себя фактическим владельцем группы компаний (холдинга). Так, например, по одному из дел, рассматриваемых Верховным Судом РФ, к такому обстоятельству было отнесено то, что на встречах с представителями государственных органов и СМИ президент холдинга позиционировал себя в качестве фактического владельца и головной, и дочерних компаний.
Таким образом, являясь руководителем холдинга, нужно иметь в виду, что от субсидиарной ответственности такая форма коммерческой деятельности не спасет. Напротив, руководитель основного общества, несмотря на юридическую самостоятельность дочерних обществ, ответственен за них, как лицо, способное оказать влияние на их действия /бездействия, и в случае возникновения банкротства одной из «дочек» нужно быть готовым к возможному привлечению к субсидиарной ответственности наряду с директором должника руководителя самого холдинга. При привлечении к такой ответственности последнего лицу, подавшему такое заявление, необходимо доказать непосредственное участие руководителя холдинга в хозяйственной жизни дочернего общества, а на руководителя головного общества ложится бремя доказывания отсутствия его вины в несостоятельности (банкротстве) дочернего общества.
Таким образом, руководители всех хозяйствующих субъектов находятся в риске попадания под субсидиарную ответственность в случае банкротства, в том числе дочерних компаний.
Чтобы избежать ее, требуется грамотный правовой подход к ведению бизнеса, в чем Вам помогут наши высококвалифицированные юристы в сфере корпоративного права.