Непередача документов. Когда и кого суд привлечет к субсидиарной ответственности

Руководители и сотрудники должника часто скрывают от управляющего и кредиторов важные документы. Им грозит субсидиарная ответственность. Что нужно доказывать в таких делах — в статье.

Деятельность юридического лица напрямую зависит от управленческой «политики» руководства, и нередко бывают случаи, когда именно вследствие действий/бездействий контролирующих организацию лиц наступает банкротство. Кто-то бросает фирму с долгами в надежде, что и так сойдет, закроется само, кто-то начинает судорожно выводить активы и прятать документы. Однако все эти варианты чреваты ответственностью для руководства.

Согласно Закону о банкротстве контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если вследствие его действий или бездействия невозможно полное погашение требований кредиторов.

Наиболее часто привлекают к «субсидиарке» в связи с непредставлением документов или искажением данных. В законе о банкротстве есть два основания, связанные с данными фактами:

Ситуация 1: нет документов бухгалтерского учета и (или) отчетности/в них нет информации/информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы подп. 2 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве ).

Должник часто скрывает от арбитражного управляющего и кредиторов документы, которые влияют на полноту формирования конкурсной массы. Обязанность по ведению бухгалтерской документации является существенной, непрерывной и длящейся обязанностью любого экономического субъекта, поскольку такая документация фиксирует каждый факт хозяйственной деятельности.

Ситуация 2: отсутствуют или искажены документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством о хозяйствующих субъектах (Закон об ООО, АО, ГУП, МУП и т.д.) . Резюмируется, что такие нарушения направлены на сокрытие от арбитражного управляющего и кредиторов документов, которые могут позволить установить перечень контролирующих должника лиц, а также их действия, которые могут повлиять том числе на формирование конкурсной массы должника ( постановление АС Московского округа от 24.10.2019 по делу № А40-148884/2015 ).

Перечень документов, которые опасно не передать арбитражному управляющему и кредиторам, большой. Но в законе не хватает конкретики. Исходя из судебной практики, мы составили следующую таблицу:

Документы, за непередачу которых привлекают к субсидиарной ответственности

Субсидиарная ответственность часть 1

Кого могут привлечь к субсидиарной ответственности?

Конечно же, первым «обвиняемым» в таком деле будет руководитель должника. Однако в зависимости от периода, за который отсутствуют документы или была предоставлена искаженная информация, могут привлечь к ответственности и бывших руководителей должника и учредителя. Кроме того, к ответственности могут привлечь и неруководящих лиц: бухгалтера или юриста, – при доказанности их вины в непередаче документов. Но поскольку это сделать очень трудно, ведь и тот и другой действуют чаще всего по указанию руководителя, то практика судов складывается в пользу этих лиц (постановления АС ЗСО от 03.04.2019 по делу № А46-6454/2015, АС МО от 24.10.2019 по делу № А40-148884/2015).

С другой стороны, судебная практика охотно расширяет перечень лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности за непередачу документов банкрота. Например, суд привлек к такой ответственности аутсорсинговую компанию, исказившую бухгалтерскую отчетность своего клиента, который впоследствии впал в банкротство (постановление 9ААС от 22.01.2020 по делу № А40-33003/17).

41,5 млрд руб. — рекордная сумма ответственности за непередачу документов банкрота

Привлечение к субсидиарной ответственности в последнее время стало очень популярным, ведь размер субсидиарной ответственности равен совокупному размеру всех требований кредиторов. Этим инструментом активно пользуются арбитражные управляющие по собственной инициативе или по инициативе кредиторов.

В августе 2019 года был установлен новый рекордный размер привлечения к ответственности по рассматриваемому основанию — 41,5 млрд руб. Бывшие директора не передали первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность. Это не позволило управляющему в полном объеме сформировать конкурсную массу, в связи с чем требования кредиторов остались неудовлетворенными ( определение АС г. Москвы от 22.08.2019 по делу № А40-133735/15 ).