Что необходимо доказать, чтобы привлечь к ответственности за непередачу документов
Предмет доказывания по таким спорам сформировал Президиум ВАС в постановлении от 06.11.2012 по делу № А40-82872/10-73-400 «Б» :
- статус контролирующего лица/совершение действий совместно с ним
- факт неисполнения обязательства по передаче документации либо отсутствия в ней соответствующей информации;
- вину субъекта ответственности исходя из того, приняло ли это лицо все меры для надлежащего исполнения обязательств по ведению и передаче документации при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота;
- причинно-следственную связь между отсутствием документации/отсутствием в ней информации/ее искажением и невозможностью удовлетворения требований кредиторов.
В случае с непередачей бухгалтерской документации есть дополнительный элемент: необходимо доказать последствия непередачи в виде существенного затруднения проведения процедур банкротства, проявляющегося в том числе в невозможности выявления всего круга лиц, контролирующих должника, и его основных контрагентов.
Когда лицо привлекают за непередачу корпоративной документации, не нужно доказывать последствия непередачи (формальный состав).
Заявителю нужно обосновать, как отсутствие или искажение бухгалтерской и/или корпоративной документации повлияло на проведение процедур банкротства ( постановление АС Северо-Западного округа от 25.09.2019 по делу № А56-18303/2016).
Что может относится к существенному затруднению процедуры банкротства:
- невозможность определения основных активов должника и их идентификации;
- невозможность выявления и анализа подозрительных сделок и их условий;
- невозможность установления и анализа содержания принятых органами должника решений;
- невозможность формирования и реализации конкурсной массы.
По делам о привлечении к субсидиарной ответственности нужно иметь в виду, что инициировать такой иск можно и во внеконкурсном производстве.
Нашему клиенту задолжала Хабаровская организация денежную сумму в размере чуть больше одного миллиона рублей. К моменту, когда к нам обратился клиент, у него уже было вступившее в законную силу решение арбитражного суда о взыскании задолженности. Однако решение не добавило в копилочку клиента ни копейки. В связи с длительным неисполнением обязательства по возврату долга мы инициировали процедуру банкротства должника. В ходе процедуры наблюдения проверили его сделки, а также имущественное положение. Руководитель должника продолжал кормить завтраками и обещать рассчитаться, но до реальной оплаты дело так и не доходило. Тогда мы сосредоточили внимание на сборе доказательств, необходимых для привлечении бывшего руководителя (он одновременно являлся учредителем компании) к субсидиарной ответственности, в качестве основания выбрали непередачу документов и материальных ценностей компании. Инициировать иск о привлечении к субсидиарки в ходе процедуры банкротства было нецелесообразно, т.к. увеличивались расходы проекта и плюс ко всему у руководителя была возможность передать конкурсному управляющему документы компании, поэтому на очередном собрании кредиторов мы поставили вопросы о финансировании банкротства и обязании конкурсного управляющего обратиться с заявлением о прекращении производства по делу в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры банкротства.
После получения определения арбитражного суда о прекращении процедуры банкротства юридического лица, мы обратились с иском к бывшему руководителю о привлечении его к субсидиарной ответственности и взыскании с него суммы задолженности.
21.10.2020 г. арбитражный суд Хабаровского края удовлетворил исковые требования нашего клиента, а не так давно, 27.01.2021 г., суд апелляционной инстанции поддержал судебный акт первой инстанции, и в настоящее время решение арбитражного суда о привлечении бывшего руководителя Должника к субсидиарной ответственности и взыскании с него суммы задолженности вступило в законную силу.
Когда суд освободит лицо от субсидиарной ответственности
Закон не оставил незащищенными руководителей и других контролирущих должника лиц от привлечения к субсидиарной ответственности.
Суд может уменьшить размер или полностью освободить от субсидиарной ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если это лицо докажет, что оно при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица, и если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо.
Также от субсидиарной ответственности освобождается лицо, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует.
Добросовестный и разумный руководитель обязан совершить все возможные действия по истребованию документации у предыдущего руководителя либо восстановлению документации иным образом. В частности, руководитель может истребовать документы через суд, направить запросы о получении дубликатов документов в компетентные органы, взаимодействовать с контрагентами для восстановления первичной документации. Такие действия руководителя будут свидетельствовать об отсутствии у него интереса в сокрытии данной документации, что может служить основанием для освобождения от «субсидиарки» ( п. 18 Обзора судебной практики ВС № 4 (2019)).
При этом руководителям следует иметь в виду, что непередача документации по независящим от контролирующего лица обстоятельствам (пожар, затопление и т.д.) не является безусловным основанием для освобождения такого лица от ответственности. Утрата руководителем юридического лица документов не освобождает его от обязанности по их восстановлению (постановления АС МО от 02.07.2015 по делу № А40-97352/2012 , АС ВСО от 17.03.2016 по делу № А33-21886/2014 ).
С другой стороны, если невозможность передачи документов связана с изъятием их правоохранительными органами, это будет являться основанием для освобождения от ответственности ( определение ВС от 22.07.2019 № 306-ЭС19-2986 по делу № А65-27205/2017 ).
Таким образом, надлежащее ведение и хранение документации, налаженная система внутреннего контроля и своевременный аудит позволят контролирующим лицам защититься от возможных неблагоприятных финансовых последствий по рассматриваемому основанию. А непосредственно при банкротстве исполнение обязанности по передаче всей документации должника управляющему в установленные сроки и вне зависимости от наличия судебного акта об истребовании или исполнительного производства позволит минимизировать риски привлечения к ответственности по данному основанию.