Весной 2021 года планируется внести значительные поправки в редакцию закона 127-ФЗ, датированного 26.10.02 (в редакции, действующей с 02.01.21), который регламентирует вопросы банкротства юридических и физических лиц в России.
Это предусматривается масштабным проектом, разработка которого Минэкономразвития России завершена в марте 2020 года. Слушания по нему были отложены на год в связи с пандемией.

С проектом можно ознакомиться на официальном сайте законодательных инициатив, regulation.gov.ru

На какие положения проекта требуется обратить первоочередное внимание

1. Предложена новая редакция 45 статьи закона 127-ФЗ.

Теперь всех должников, изъявивших желание пройти процедуру банкротства, с учётом уровня их доходов, рекомендовано разделить на три группы:

  • В первую включаются граждане, не являющиеся ИП; ЮЛ и индивидуальные предприниматели, имеющие годовой доход ≤ 800 млн. рублей, совокупную стоимость всех активов ≤ 300 млн. рублей.

Все физические лица попадают в данную группу.

  • во вторую, все хозяйствующие субъекты доход которых задан диапазоном (800 млн. – 2 млрд.) рублей, стоимость принадлежащего им имущества ≤ 1.5 млрд. рублей;
  • в третью, ИП и ЮЛ с доходами свыше 2 миллиардов рублей.

Если вы находитесь на стадии банкротства, подобные изменения существенно повлияют на выбор финансового управляющего. Гражданин может выбрать управляющего только из СРО 1 группы (смотри ниже), либо 1 и 2 категории.

2. Всех управляющих также предложено разделить на три категории.

В основу разделения положена сумма компенсационного фонда, с одной стороны, и минимальное число процедур, завершённых в рамках дел о банкротстве, с другой:

  • Группа 1 – 50 миллионов руб (число процедур, 10);
  • Группа 2 – 100 миллионов (20);
  • Группа 3 – 200 миллионов (20).

Для работы с физическими лицами допускаются управляющие первых двух категорий (основание ст. 212 Проекта).

Согласно действующему законодательству, должник самостоятельно выбирает СРО, от которой ему будет назначен управляющий. Проблема заключается в том, что выбранный управляющий имеет право отказаться от подачи собственной кандидатуры на утверждение в суде.

Проект предлагает назначать управляющих с учётом рейтинга. Все существующие СРО обязаны, по запросу, представить соответствующую кандидатуру. Суд, посредством компьютерного отбора, выбирает одного. При отказе СРО от предложения кандидатуры, ей может быть понижен рейтинг с последующим лишением статуса.

Весьма кардинальные новшества внесены в определение размеров вознаграждения управляющих (напоминаем, его обязан выплачивать должник). Предложено повышение оплаты с 25000 до 100000 рублей, за каждую из осуществлённых процедур банкротства.

Изменён процент вознаграждения. Сейчас управляющий получает 7% при любой стоимости имущества должника, реализованного в рамках процедуры банкротства.

Проектом установлен фиксированный процент вознаграждения арбитражному управляющему, привязанный к цене реализованного имущества:

  • ≤ 1000000 рублей – 10%;
  • (1-10) миллионов – 7%;
  • (10-100) – 5%;
  • свыше ста миллионов – 2%.

Общая сумма вознаграждения не может превышать 50 млн. рублей (основание ст. 131 Проекта)

3. Поменялись стадии банкротства, относимые к обязательным

Для ИП и физических лиц их, по-прежнему, оставлено три: реструктуризация, заключение мирового соглашения, продажа имущества.

Для ЮЛ предложено упразднить наблюдение, отказаться от финансового оздоровления и опустить внешнее управление. По причине весьма низкой эффективности процедур.

4. Предлагается изменить порядок торгов

Изменения будут заключаться в следующем:

  • извещение будет размещаться на государственном портале;
  • вся информация, включая перечень и цену лотов, выкладывается на маркетплейсах (выбранных интернет-площадках);
  • торги организуют по голландской схеме (двухступенчатые). При этом цена лотов плавающая (предусмотрена возможность её снижения).

Минимальная стоимость имущества, для его выставления на торги, ≥ 100000 руб. менее дорогое управляющий может реализовывать по прямым предложениям.