В начале 2021 года в правительстве были представлены изменения в действующий закон о банкротстве. Некоторые из них уже вступили в силу, в частности, ужесточена уголовная ответственность – подробнее об этом смотрите у нас в статье «Ужесточение ответственности за преступления в сфере банкротства»

Но есть и хорошие поправки, которые не спешат вводить в законную силу.

Так один из законопроектов отменяет существующие три процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление) и вводит новую реабилитационную процедуру реструктуризации долгов компаний. То есть должник сам (что немаловажно) разрабатывает план реструктуризации, суд в свою очередь его одобряет. Правда есть поправка, кредиторы, должны большинством поддержать такой план.

Такой законопроект полностью оправдан. Кризис, Covid и прочие ограничения сильно ударили по действующим предприятиям. Из всех действующих компаний 70% испытывают финансовые трудности, и пытаются договориться с кредиторами. При этом 63% кредиторов не намереваются банкротить своих должников. Цифры вроде успокаивают, но в начале прошлого года, они были оптимистичнее.

Чем же новая процедура реабилитации лучше старых?

Финансовое оздоровление и внешнее управление были критически не востребованы. Причинной непопулярности старых реабилитационных процедур было простое нежелание компаний ими пользоваться. Кроме того должник не мог самостоятельно учувствовать в реструктуризации долга, что, очевидно, невыгодно. Да и кредиторы не все желали идти навстречу проблемному бизнесу. Новый закон, даст возможность компании самостоятельно подготовить план реструктуризации и также самостоятельно договориться с кредиторами.

Однако, не бывает бочки меда без ложки дегтя⠀

По-прежнему существуют риски отказа кредиторов от реструктуризации в пользу «быстрой» конкурсной процедуры. Отчасти такое поведение оправдано, и может пойти на пользу компании, но велик риск, что кредиторы по инерции будут инициировать конкурсную процедуру и не давать шанса платежеспособным компаниям.

Тут же хочется отметить, что у нас отсутствует опыт применения системы, которая позволяла бы связывать несогласных кредиторов условиями плана реструктуризации долга при условии, что за него проголосовали большее количество классов кредиторов (необеспеченные кредиторы, работники, поставщики). Такая система позволила бы избежать блокировки плана реструктуризации более крупными кредиторами.

Ну и, как бы то грустно не звучало, в нашей стране пока нет возможности реструктуризировать долг вне процедуры банкротства.