Остап Бендер был уверен, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. У судей и финансовых управляющих, которые распоряжаются имуществом человека, подавшего заявление на банкротство, другое мнение. Поэтому примерно в 97 случаях из 100 автомобили банкротов продают с молотка в счет погашения долгов. Как попасть в «счастливую» тройку? Сейчас мы об этом расскажем.
Начнем с главного: процедура банкротства предполагает потерю части имущества человека, который хочет начать жизнь с чистого листа. И по умолчанию автомобиль не входит в «неприкасаемый» список вещей и объектов, которые нельзя отнимать и продавать в счет погашения долга.
Законом предусмотрено только одно исключение для автомобильного транспорта: машину не отберут, если она служит единственно возможным средством передвижения для инвалида. При этом инвалидом может быть, как человек, который проходит процедуру банкротства, так и его иждивенец. Но! В этом случае будет недостаточно просто принести в суд документы, подтверждающие инвалидность: нужно будет доказать, что эта инвалидность напрямую связана с необходимостью владеть личным автомобилем. И то, что эта машина необходима для поддержания или сохранения здоровья. И, как показывает практика, доказать это без помощи опытного юриста будет очень сложно. Поэтому чаще всего суд и кредиторы рассказывают о том, как хорошо работает в стране общественный транспорт и решают, что инвалид может перемещаться из точки А в точку Б на метро, автобусе или такси.
А как же пункт закона «О банкротстве», в котором говорится о том, что нельзя забирать у банкрота автомобиль, который нужен ему для обеспечения профессиональной деятельности и по сути служит единственным источником его дохода?
Хороший вопрос! Дело в том, что в этом же пункте есть «мелкий шрифт», на который многие не обращают внимания: банкрот может оставить «имущество, необходимое для профессиональных занятий, стоимостью не более 10 000 рублей». Много вы видели автомобилей, которые стоят меньше 10 000 рублей? А если видели, то представляете, что это за автомобили — они чаще всего перемещаются только с помощью эвакуатора. Поэтому с этим пунктом, на который часто возлагают большие надежды, все не так просто. Потому что судьи считают, что банкротство нельзя использовать в ущерб кредиторам и должники должны получить весомый урок. И у них есть множество причин отказаться признать автомобиль жизненно необходимым рабочим инструментом. Особенно в тех случаях, когда машина — единственное ликвидное имущество, за которое можно что-то получить. Можно ли убедить суд признать автомобиль «рабочим» и оставить его банкроту? Да, можно. Но! Сделать это без помощи специалиста с богатой практикой таких убеждений почти невозможно.
Кстати, есть еще один довод сохранить автомобиль в семье: он работает, когда банкротится один из супругов, а машина принадлежит другому. Правда, для этого нужно соблюсти ряд условий. Самая надежная защита — это брачный договор, который должен быть составлен и зарегистрирован нотариусом минимум на три года раньше, чем подано заявление о банкротстве. Но! Даже если его нет, можно будет доказать, что автомобиль является собственностью супруга, который не имеет отношения к долгам. Для этого понадобятся документы, подтверждающие право собственности, и опытный юрист.
Как видите, банкротство — процесс, который требует отличного знания законодательства и его нюансов. В процессе приходится постоянно доказывать свою правоту и отстаивать свое имущество. Поэтому, дело даже не в том, что пройти этот путь без помощи и поддержки юриста трудно. Все еще проще: от опыта вашего помощника будет зависеть, останется ли у вас что-то после того, как вас признают банкротом, кроме чистого листа, с которого придется начинать все сначала. Поэтому даже не сомневайтесь: звоните нашим специалистам, если решили «обнулиться» и избавиться от долговой кабалы.