Говорят, что после того, как в июле прошлого года Конституционный суд РФ изменил парадигму «единственного жилья», кредиторы потенциального банкрота смогут включать в конкурсную массу его квартиру даже в тех случаях, если у него нет никакой другой недвижимости. Так ли это на самом деле? Сейчас мы все расскажем.

Правда ли то, что высшие суды разрешили продавать единственное жилье должников?

Да, это так.

Может ли потенциальный банкрот оказаться на улице в процессе обнуления долгов?

Нет! Ни в коем случае. Дело в том, что на самом деле суды не разрешают продавать единственное жилье: речь идет исключительно о замещении. Что это значит? Это значит, что в законе четко закреплена определенная методика продажи единственного жилья потенциального банкрота на торгах. Вот она:

  • Во-первых, в случаях, когда процедура банкротства требует продажи единственного жилья должника, он должен получить вместо него квартиру, пригодную для проживания и соответствующую минимальным нормам проживания.
  • Во-вторых, квартира, которую должник получает вместо своего старого жилья, должно находиться в границах того же населенного пункта или в границах той же области, если речь идет о крупной городской агломерации.
  • В-третьих, продажа единственного жилья возможна только в одном случае: когда этот шаг будет иметь экономический смысл, то есть разница между стоимостью квартиры должника и жильем, которое он получит вместо нее, должна быть «существенной» и действительно влиять на погашение задолженности перед кредиторами. Инициировать замену жилья в воспитательных целях недопустимо.

А вот самые важные пункты методики: перед тем, как перейти к продаже квартиры должника, нужно удостовериться, что оно попадает в категорию «излишнее», которым заменили прописанную ранее в законе «роскошное». Это раз! А два: продавать единственное жилье потенциального банкрота можно только ПОСЛЕ того, как он получит жилье «на замену». При этом деньги на приобретение жилья «на замену» берутся из конкурсной массы. Или покупку финансируют сами кредиторы.

Как видите, никто не собирается оставлять людей на улицах. И эту новость можно считать хорошей. А вот вопросов новые правила оставляют более, чем достаточно. Например, как понять, попадает жилье в категорию «излишнее» или нет? Какие, вообще, критерии у этой категории? Чем могут руководствоваться судьи, принимая решение: метражом, прописанном в нормах проживания, или реальной стоимостью? Допустимые границы «замены» тоже очень размыты и совсем не понятно, как принимать решения в таких огромных областях, как, например, Московская. Но больше всего споров связано с вопросами экономической целесообразности продажи единственного жилья: что можно считать существенной разницей? Кто должен определить эту существенность? Несмотря на то, что новые правила работают уже почти год, четких и понятных практических ответов пока нет: каждый случай решается в суде индивидуально.

Хотите узнать, каковы ваши шансы? Запишитесь на бесплатную консультацию: специалисты нашей юридической фирмы ответят на все ваши вопросы.