Еще совсем недавно выход в процедуру банкротства для владельцев квартиры с непогашенной ипотекой означал неизбежную потерю недвижимости. Даже если у нее был статус «единственное жилье». Но недавно появилось судебное решение, которое дарит надежду банкротам с ипотекой!

Вот «условия задачи»: владельцы квартиры в ипотеке – это супружеская пара, в которой муж получает пенсию, а его супруга занимается индивидуальным предпринимательством. Их настигает «черная полоса»: сначала под процедуру банкротства попадает супруга, а потом и супруг-пенсионер.

Что происходит дальше? Сначала все развивалось по традиционной схеме с неизбежной потерей жилья: потенциальные банкроты принесли в суд план реструктуризации долгов, судье этот план показался недостаточно – еще бы: из постоянных доходов только небольшая пенсия! – реальным, поэтому он его отклонил и дал отмашку на реализацию квартиры для удовлетворения требований кредиторов.

Обычно все дела так и заканчивались. Но! В этом случае супруги проявили очень большую заинтересованность в сохранении жилья и возможности продолжать заниматься бизнесом, поэтому пошли с апелляцией в вышестоящую инстанцию. И – вот же разочарование! – первые две инстанции согласились с тем, что план реструктуризации, основанный на пенсии, как источнике дохода, не очень похож на реальный. Поэтому оставили решение первого суда в силе. То есть все катилось к традиционному финалу и очередному доказательству правила «ипотечная квартира при банкротстве – это потерянная квартира».

Вот только супруги с таким развитием событий были категорически не согласны, поэтому проявили упорство и дошли до третьей инстанции – суда округа.

И вот с этого момента начинается самое интересное!

  • Во-первых, суд округа обратил внимание на то, что супруги на самом деле хотят вернуть кредиторам долги, а не просто списать их, пусть даже ценой потери квартиры.
  • Во-вторых, супруги желают продолжать заниматься бизнесом, а запуск процедуры распродажи имущества этого сделать не позволит. А так как с точки зрения закона предпринимательская деятельность – это не только способ зарабатывать на жизнь, но еще и реализация права на самореализацию, к желанию сохранить это право нужно относиться серьезно!
  • И, пожалуй, самое главное: для суда процедура реструктуризации задолженности гораздо важнее распродажи имущества. Потому что социальный эффект от осознания собственной ошибки и исправление ее своим трудом намного выше простого изъятия имущества.

Опираясь на эти аргументы, кассационный суд рекомендовал оказать содействие в доработке плана реструктуризации долга и остановить процедуру распродажи недвижимости. И дополнительным аргументом в пользу этого решения стал тот факт, что главным противником реструктуризации выступил банк, в котором супруги оформили ипотеку. То есть, организация, которая выступает в роли залогового кредитора, которым закон гарантирует возврат средств при любом сценарии банкротства, а это значит, что приоритет защиты их интересов не может превышать социальный эффект процедуры реструктуризации.

Если коротко и по-человечески: супруги сохранили квартиру и предпринимательский статус и начали работу по погашению долгов. А это значит, что теперь при банкротстве можно сохранить квартиру в ипотеке.

Но, если вы не уверены, что готовы пройти несколько инстанций самостоятельно, лучше заручиться поддержкой опытных юристов. И тут самое время напомнить, что первая консультация в нашей юридической фирме всегда бесплатная.