В судебной практике наметился тренд на защиту людей от банков и микрофинансовых организаций.
Во всем мире банкротство – это механизм, который помогает людям избавиться от долгового бремени и получить шанс начать новую жизнь. После того, как банкротство разрешили в России, этот механизм сильно сбоил: суды чаще вставали на сторону кредиторов и банков. Мы даже писали о том, что судьи сильно придираются к документам и причинам, по которым человек пытается получить статус банкрота, приравнивая банальную финансовую неграмотность или медлительность в принятии важных решений к недобросовестности или даже попытке мошенничества.
Так продолжалось до тех пор, пока государство в лице президента не выразило недовольство чрезмерной защитой интересов банкиров: на одном из совещаний прозвучало отчетливое послание прекратить превращать людей в «вечных должников». Судьи услышали «пожелание» и в 2023 году судебная практика «повернулась лицом» к должникам: число отказов в списании долгов резко уменьшилась.
Сегодня ситуация складывается таким образом, что в тех случаях, когда человек не пытается откровенно обмануть кредиторов, суд скорее всего встанет на его сторону. И дело не только в поправках к закону о банкротстве, которые постепенно расширяют права потенциальных банкротов и облегчают им жизнь: судьи просто стали лояльнее относиться к тем, кто стремится начать новую жизнь с чистого листа. С марта прошлого года Верховный суд не раз вставал на защиту простых граждан и создал несколько правовых прецедентов в их «пользу». Чаще всего суды поддерживали детей, пенсионеров и владельцев единственного жилья, которое по-прежнему можно назвать неприкосновенным при определенных условиях.
В целом можно говорить о торжестве презумпции добросовестности: если раньше потенциальному банкроту приходилось доказывать, что он имеет право начать жизнь без долгов, теперь кредиторам необходимо доказывать его злоупотребление своими правами. При этом судьи часто напоминают банкам, что невозврат займов и кредитов – это неотъемлемая часть их профессиональной деятельности, поэтому они сами должны тщательнее оценивать риски, выдавая человеку деньги, а не списывать все на «на неразумность гражданина», взявшего на себя «чрезмерные обязательства».
Стоит отметить, что такой подход вполне логичен: милосердное списание долгов никак не отражается на экономике страны, потому что риски невозврата на самом деле «заложены» в финансовую систему. Но не стоит забывать о том, что при всей лояльности судов, нужно уметь найти правильные слова и аргументы, чтобы убедить их дать человеку возможность начать все сначала. А в случае с внесудебным банкротством – правильно заполнить все необходимые документы.
Поэтому, даже когда вы полностью уверены в своем праве на получение статуса банкрота, лучше заручиться поддержкой опытных юристов. Тем более, что в нашей юридической фирме первая консультация – бесплатная.